Воскресенье, марта 03, 2024
Важное

Тедедень телесь кандсь весенень покштояк покш казне – истямо лов, конадонть умок кияк эзь марсе ды ламо иеть эзь некшне. Даволтнэ, верде прыця ловось пештизь китнень-янтнэнь ды «пси шкат» састь китнень ванськавтыця службатнень туртов, конатне важодсть чинек-венек, ялатеке ловось прянзо эзь максо. Сехте пек сатотсь районтнэнень, косо эрявсь ютамс аволь ансяк трассатнень, истя жо велень китнень, куринкатнень. Отяжелесэ весе неть тевтнень топавты «МАПО-ТРАНС» ООО-нь Отяжелень участкась.

Задачатне икелест путозельть покшт: ванськавтомс оштнес ды велетнес ветиця китнень, конатнева чинь-чоп ардыть рейсовой автобуст, «скоройть», газонь службат, школав ускить эйкакшт. Эрявсь а максомс ловонтень «пекстамс» китнень, саемс лангстост эйгажанть, вельтямс сонзэ чуваронь ды салонь човорявкссо. Шкась невтизе – Отяжелень китне кеме ды виев кедьсэть. Неть читнестэ пертьпельксэсь седе оймась, ды минь сыргинек инжекс сеть ломантненень, конатнень туртов китнень парсте кирдемась – сынст прявт тевест.

АТЯШЕВСКИЙ УЧАСТОК
ООО «МАПО-ТРАНС»: ДОРОГИ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

В журналистскую командировку в районы мы теперь собираемся с опаской – не знаем, как поведет себя наша нежная «француженка» «Рено» на зимних дорогах. Но в очередной раз мордовские дорожники не подкачали, трасса Саранск-Атяшево была идеально чистая. Подъезжая к вывеске «Атяшевский район», которая находится на границе с Чамзинским районом, издалека заметили дружную команду из трех КДМ-щиков и одного грейдера: это работали механизаторы Атяшевского участка ООО «МАПО-ТРАНС». Утренний наряд был практически выполнен, можно было возвращаться на базу и немного отдохнуть. Погода была солнечная, теплилась надежда, что снежная метель пройдет стороной. Мужчины здесь работают сутками, в зимние месяцы практически без выходных и праздничных дней. А эта зима дала жару всем, но, как говорится, у природы нет плохой погоды. Вот аграрники радуются, например, озимые живут под теплым снежным одеялом, да и земля напитается весной талыми водами, урожая много будет.

КУМАКШЕВ Валерий Викторович родился в селе Андреевка Атяшевского района. После окончания школы поступил на факультет промышленного и гражданского строительства МГУ им. Н.П. Огарева. Вернувшись в родной район, свою жизнь связал со строительством, пройдя все ступени профессионального и карьерного роста. С 2017 года исполняет обязанности руководителя Атяшевского участка ООО «МАПО-ТРАНС». Валерий Викторович из тех начальников, которых редко увидишь за рабочим столом, он всегда находится в гуще событий – лично контролирует весь процесс строительства и ремонта от начала до конца.

Дорожные работники Атяшевского участка «МАПО-ТРАНС» под руководством Валерия Викторовича Кумакшева обслуживают республиканские, межпоселковые и внутрипоселковые дороги не только в своем родном районе, но и в соседних: Чамзинском и Ичалковском. Основная их задача – это содержание и ремонт автомобильных дорог общей протяженностью 383,6 километров. Летом они занимаются ямочным ремонтом, зимой убирают снег, наледь, обрабатывают опасные участки песко-соляной смесью. По предписанию ГИБДД устанавливают и следят за специальными дорожными знаками. Дело ответственное, ведь от их качественной и своевременно выполненной работы зависит жизнь человека. По этим дорогам люди едут на работу, школьные автобусы по 25 маршрутам везут детей на уроки, идет снабжение сел и поселков продуктами, медицинскими препаратами, оказывается скорая помощь заболевшим…

В последние годы в Атяшевском районе идет активная работа по строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», в котором Атяшевский участок «МАПО-ТРАНС» принимает непосредственное участие. Внимание к каждому проекту максимальное, они находятся на контроле у руководства Республики Мордовия, но настоящие профессионалы не пасуют перед трудностями, и только благодаря их огромному труду, четкой и слаженной работе всё выполняется в срок и на высшем уровне.

«В 2021 году мы капитально отремонтировали дорогу «Атяшево-Дубенки» протяженностью 2 километра 610 метров, – рассказывает Валерий Викторович Кумакшев. – Сумма контракта составила более 60 миллионов. Теперь жители соседних районов не испытывают неудобств. Приезжать к друг другу в гости или на работу стало намного комфортнее и быстрее. Также провели капитальный ремонт 9 километров автодороги «Атяшево-Андреевка-Козловка» (1-й этап строительства), той, которая идет в сторону нового горнолыжного центра «Каменка». Сабанчеевцы радуются новым сельским дорогам на улицах Октябрьская и Советская. За 25 миллионов было обновлено 2 километра 502 метра. Чамзинцам сделали ремонт дорог в жилых застройках. Весной этого года мы продолжим 2-й этап строительства автодороги «Атяшево-Козловка». Осталось еще доделать 7 километров 800 метров. В настоящее время готовим материалы, завозим песок, щебень. Не останавливаем работы ни зимой, ни летом».
Как говорит начальник участка, ему очень повезло с командой. Здесь работают 36 уверенных, сильных и опытных сотрудников. 35 мужчин и одна совершенно не слабая женщина! Н. А. Михайлова – экономист, она же и бухгалтер, и уборщица, и заправщик, и просто хороший человек. Наталья Алексеевна пришла на предприятие по стопам отца, механика Алексея Евгеньевича Михайлова, и работает уже более 20 лет. Строительные и ремонтные работы на плечах прораба П. Д. Прохорова, а вот вся техника – на инженере-механике В.И. Иванушкине. 40 лет он трудится на одном месте. Менялись руководители, названия предприятия, форма собственности, но Иванушкин остается верен своей профессии!

Атяшевский участок ООО «МАПО-ТРАНС» отличается своей сплоченностью. Здесь мало тех, кто пришел недавно, в основном все работают уже 10 и более лет. «У нас очень сильный механизаторский корпус, – рассказывает Валерий Викторович Кумакшев. – Тот, кто выдерживает наш ритм работы, он остается навсегда, а кто не может привыкнуть к постоянной «боевой готовности», тот быстро сбегает».
Когда мы попросили отметить самых активных сотрудников, Валерий Викторович даже думать не стал и попросил, если можно, написать про всех. «Каждый из них достоин не только строчки в газете, а отдельной статьи. Например, наши водители КДМ (комбинированной дорожной машины) работают посменно, сутки отдежурят, сутки отдыхают, но всегда готовы в случае чего поддержать друг друга. Это В.Н.Радаев, М. В. Радаев, И. Л. Харитонов, А. А. Серов, А. А. Суняев, В. Ф. Емельянов, М. И. Шлябин, О.И. Боронников, Р. И. Куренков, И. В. Денисов, М. А. Яковлев. А где машины не пройдут, помогут руки водителя УАЗа С. М. Сузьмина и дорожных рабочих М. В. Фролкина, М. М. Долганова, В. Н. Кудосина, С. В. Гарцева и А. В. Исайкина. А какая точность и опытность нужна от водителей грейдеров И. А. Пищаскина, А. И. Устякина, А. М. Зозина, водителей погрузчиков – Г.А. Бояркина, Н. В. Малышева, В. А. Купряшкина, автокрановщика Н. П. Живаева. Водителем-универсалом у нас является А. Д. Цыганов. Он и на КДМ сядет, и на автобус, и «Ротор» заведет, если особо сложный участок попадется с завалами. И механизаторы наши только высокого класса: Н. И. Зырняев, Е. В. Карасев, И. В. Прытков, А. Н. Свойкин. Они и починить поломку смогут, но, уш если что серьезное, все бегут к сварщику А. В. Стенькину. А сторожат наш большой автопарк В. И. Ануфриев, В. П. Мондиков и И. Н. Пищаскин», – отмечает В. В. Кумакшев.

Я пишу эти строки, а за окном снова ложится белый пушистый снег, блестят огни автострад. Романтика. А дорожников Атяшевского участка ООО «МАПО-ТРАНС» сегодня опять ждет напряженная работа, сотни километров дорог изо дня в день и ни одной жалобы на природные катаклизмы и тяжелые условия труда. «Надо, значит – надо! Есть такая профессия – строить дороги и чистить их для людей! Вам, главное, счастливого пути! А чистоту дорог мы вам обеспечим!» – говорит нам на прощание дежурная бригада, и мы уверены: дороги в надежных руках!

Марина ДЕВЯТОВА
Фототне Эдуард Ретунскиень

О ГАЗЕТЕ "ЭРЗЯНЬ ПРАВДА"

Газета Эрзянь правда в настоящее время издается один раз в неделю на 16 страницах, четыре из них в цвете. Газета широко отражает вопросы общественно-политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни республики, публикует международную информацию. «Эрзянь правда» распространяется в Оренбургской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской областях, в республиках Татарстан, Чувашия, Башкортостан. Вместе с тем, для эрзян России вот уже не один год успешно функционирует электронная версия газеты, которую можно в настоящее время читать в Интернете. В этом большая заслуга всего редакционного коллектива газеты «Эрзянь правда».