24 октября во Дворце культуры и искусств МГУ им. Н.П. Огарёва открылся второй день выездной сессии Форума наставников. Гостям были представлены свыше 40 наиболее значимых проектов в сфере наставничества, реализованные в Приволжском федеральном округе.
В работе второго дня Форума приняло участие более 250 представителей государственной, социальной и образовательной сферы, а также предприятий, реализующих практики наставничества.
Дискуссии, питчи, экспертные сессии и мастер-классы помогли гостям познакомиться с другими проектами федерального округа и перенять положительный опыт коллег. Ключевым событием дня стало пленарное заседание по развитию наставничества в образовании, в сфере социализации и на рабочем месте.
Первым вопросом, поднятым экспертами, стала роль наставничества в подготовке кадров для предприятий и развитии профессиональных и личностных качеств студентов.
Светлана Родина, куратор программы наставничества «Саранского электромеханического колледжа», поделилась опытом реализации региональной программы наставничества. Сегодня колледж реализует модели как группового, так и индивидуального наставничества. Все студенты проходят практику на местных предприятиях, а закрепленные наставники помогают адаптировать их к производству и знакомят с корпоративной культурой.
В «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» было создано движение реверсивного наставничества, когда, как рассказала Елена Репина, начальник отдела развития и оценки персонала «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Новое поколение наставников начинает обучать своих наставников, как работать с новыми интегрированными моделями.
Анастасия Митрошина, проректор по инновационной и проектной деятельности АОУ ДПО «Институт развития образования» Удмуртской Республики, отметила важность сохранения кадров в регионе через развитие системы наставничества. Когда новичка берут на предприятие, поддерживают, помогают и создают комфортную обстановку, то он не видит смысла уезжать.
Алексей Стариков, заместитель директора по учебно-производственной работе «Кировского лесопромышленного колледжа», рассказал, что сотрудничество колледжа с реальным сектором экономики помогло предприятиям решить проблему дефицита кадров. При этом, преодолев первоначальное неприятие со стороны назначенных наставников, колледж сегодня добился 80% трудоустройства своих выпускников.
Спикеры также рассказали о необходимых качествах наставников и способах мотивации наставников к профессиональному росту.
Зеленова Оксана Владимировна, региональный представитель сообщества «PRO женщин» Фонда И.Рыбакова, отметила, что уверенность молодого специалиста в том, что у него всегда есть поддержка, позволят существенно сократить текучесть кадров.
Лилия Орлова, декан Факультета наставников Университета Талантов, считает, что наставник должен выстраивать доброжелательную атмосферу и формировать доверие, При этом наставник, не навязывая свою позицию, должен делать так, чтобы наставляемый сам искал ответы на свои вопросы
По мнению Натальи Алясовой, главного специалиста по кадрам «ЭМ-Кабель», наставник должен хорошо знать своё дело и уметь его передать, работать в своей профессии минимум от 5 лет.
Интерактивный опрос, проведенный среди участников пленарного заседания, показал, что среди ключевых компетенций наставника ключевыми являются опыт, профессионализм, ответственность, коммуникабельность и мудрость. Важным ресурсом наставничества было названо доверие, а также опыт, уважение, мотивация, поддержка и время. Почти все опрошенные отметили, что наставничество повышает эффективность профессионального обучения студентов и подготовки кадров минимум на 40%.