Широка страна моя родная, величава, красива и богата. Богата не только своими природными ресурсами, но и народами, которые её населяют. Около 200 национальностей проживают на территории нашей большой страны, пусть они говорят на разных языках, имеют свою культуру и традиции, но все они дружно живут под крышей одного большого и общего дома по имени – Россия.
Для всех она Родина, дороже которой нет и не будет, и никакие силы не смогут сломить наш российский дух, наше единство и согласие между народами нашей многонациональной страны.
Российская Федерация состоит из 89 регионов. Все они разные, маленькие и большие, далёкие и близкие. Республика Саха (Якутия) находится в 6 тысячах километров от Мордовии, разница с московским временем от 6 до 8 часов. Она входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым крупным по площади субъектом РФ. Саху ещё называют Алмазным краем России. Здесь огромное количество и других богатейших природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, золота, и необъятная великая сибирская тайга с разнообразным животным и растительным миром. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину – восьмое государство в мире по площади. Однако на такой огромной земле проживает меньше одного миллиона человек, почти столько же, сколько в крупных городах России. Кроме титульной нации – якутов, здесь живут более 120 национальностей: русские, эвенки, эвены, татары, башкиры, осетины, и… представьте себе, мордва: мокша и эрзя. Исторически так сложилось, что представители нашего народа проживают по всей территории огромной страны, но что двигало нашими предками, когда они решили переселиться в этот холодный и суровый край, где практически не бывает солнца и лета, вечная мерзлота и температура зимой может опускаться в среднем до минус 50 градусов по Цельсию, мы вам расскажем в нашей статье. «Не переключайтесь».
По желанию и по плану
По итогам последней переписи, мордвы в Якутии на данный момент более 2000 человек. Как же она там оказалась?
По словам историков и этнографов, мордовское крестьянство, после отмены крепостного права в XIX веке и столыпинской аграрной реформы, таким образом пыталось решить свои личные и земельные вопросы. Стремление к лучшей жизни, лёгкие деньги, богатые залежи природных ископаемых и плодородные земли манили людей. В далёкое путешествие в один конец срывались целыми деревнями и только очень упёртые и, скорее всего, самые здоровые, достигали своей цели и оказывались в Якутии. Попадая сюда, эрзя и мокша стремились закрепиться в тех местах, которые по природным условиям хотя бы чуть-чуть напоминали их малую родину. За короткое время раскорчёвывали леса, строили жильё, вспахивали земельные угодья и положили начало развитию сельского хозяйства на этих свободных землях.
В поисках лучшей доли крестьяне срывались с родных деревень и по другим причинам: иногда лесные пожары уничтожали их полностью, или случался неурожай зерна или падеж скота, от голода умирали и стар и млад… Беды и горести, стихийные бедствия заставляли срываться с насиженных мест. Сначала «на разведку» отправляли мужчин, те потом переправляли свои семьи. Как они туда добирались – отдельная история и не всегда она заканчивалась счастливо.
С момента строительства Сибирской железной дороги в 30-х годах прошлого века переселение крестьян разрешили официально, а в 40-е годы отправка в Сибирь жителей с центральной части СССР стала частью одного из пятилетних планов. По постановлению Совета Народных комиссаров 25 июля 1940 года из Мордовской АССР в Якутскую переселялось 130 хозяйств из четырёх районов: Пурдошанского (ныне входит в Темниковский район), Темниковского, Торбеевского и Атюрьевского. В документе говорилось: «Ввиду необходимости срочного переселения до наступления холодов следует провести отбор и оформление переселенцев не позднее 5 августа 1940 г. с расчётом отправки их 10 августа к месту вселения». Ответственные работники не давали времени для раздумий, когда насильно, а когда хитростью уговаривая и обещая буквально «золотые горы». Так в Якутии и оказалась наша мордва, которая потихоньку обживалась, привозила своих с родины или создавала там новые семьи… Теперь в республике живут уже правнуки этих переселенцев и также те, кто переехали сюда работать в послевоенные годы, в эпоху перестройки, и те, кто поехали вслед за родными и близкими. Много среди них и вахтовиков, которые приезжают на заработки. В основном мужчины занимаются алмазо- и нефтедобычей, женщины работают в сфере образования, культуры и медицины.
Саху любят, но и традиции свои чтут
Основной костяк мордвы – эрзи и мокши, проживает в Алданском и в Мирнинском районах. «Мордовскими» считаются посёлки Алексеевск, Синегорье (там больше эрзян из Дубёнского села Пуркаево), город Томмот (мокшане из села Мельцаны Старошайговского района) и посёлок Айхал Мирнинского района (мокшане из Темниковского, Старошайговского, Атюрьевского, Краснослободского районов). Наибольший интерес к своей родной культуре и традициям проявляет мордва из города Мирный и Мирнинского района, которые создают свои мордовские общины, берегут традиции и культуру своих предков. Например, в Мирном в 2009 году около 50 человек объединились в общину «Келу», создали свой ансамбль под одноимённым названием. Но самой активной и большой мордовской общиной в Якутии на данный момент считается айхаловская «Мордовия». В Айхале проживает около 600 человек мордвы и русских, уроженцев Мордовии. Среди мордвы в основном все темниковские мокшане, и даже главой посёлка долгое время был «наш человек». Более 100 семей входят в общину, которую сейчас возглавляет энергичная и неутомимая женщина, мать двоих детей Лариса Рыськина. Родом она из села Подгорное Конаково Темниковского района. В Айхал она переселилась в конце 90-х годов, вышла замуж и приехала вслед за любимым, у которого здесь уже работали родственники. Женщина устроилась оператором фильтров на одном из предприятий посёлка. Это её основная работа, а руководство мордовской общиной – дело для души.
Община «Мордовия» неслучайно образовалась в Айхале. Мордва здесь дружная, во всём помогает друг другу. Говорят между собой всегда на мокшанском языке, во-первых, чтобы самим не забыть, и, во-вторых, чтобы дети жили в этой языковой среде, понимали и учили его. Когда встал вопрос о том, чтобы сшить национальные костюмы, члены общины скинулись деньгами и теперь красивее наших на праздниках ещё стоит поискать.
– Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам, – говорит Лариса, – поэтому мало общаться на родном языке, очень важно показать детям и нашу богатую культуру. Это было основной целью создания нашей общины.
До 2022 года официальным представителем общины был Владимир Анчин, а Лариса была его помощницей. Но после фееричного представления мордвы на Дне народного единства 4 ноября 2022 года, сценарий которого подготовила Рыськина, Владимир уступил своё место. Это был первый проект, который был реализован под руководством нашей активной героини и с помощью её дружной команды. Пока мужчины занимаются своей основной работой – алмазодобычей, женщины общины создали фольклорный ансамбль «Мокша», определили ответственных по всем направлениям: кому петь, кому плясать, печь блины, шить да вышивать.
– Команда наша молодая, у всех минимум по двое-трое детей. Но все успеваем, и работать и себя показать. В нашем ансамбле поют Наталья Рыськина, Елена Морозова (она к тому же ещё мой заместитель, моя правая рука), Ольга Базаева, Юлия Рябцева. Нина Ишаева, Ольга Чапаева и Людмила Гусева – наши золотые ручки, они готовят мордовские блюда по старинным бабушкиным рецептам: суронь ды манкань пачат (пшённые блины и блины из манки), алсюкорт (пряники), гурникть (курники)… Семья Абановых, Валентина и Семён, варят 40 литров позы и всегда не хватает. Светлана Майорова шьёт кокошники и вышивает национальные костюмы. Людмила Рыськина, моя палочка-выручалочка, ответственна за печать сценариев и рабочих программ. «Фотокорреспондентом» назначили Людмилу Лосеву, ей помогает Вероника Тремасова, – рассказывает Лариса. – Мужчин мы тоже привлекаем, как же без сильного пола, Евгений Рыськин, Андрей Руськин, Юрий Рыськин – мои главные помощники. Есть и бойцы невидимого фронта: Александр Рыськин, Андрей Рябцев, Василий Базаев, Пётр Асташкин.
Но самые активные участники – это дети, наша гордость и надежда, для которых всё и делается. Мой младший сын Кирилл Рыськин, Алёна Рыськина, Вадим Морозов, Ульяна Цемзьянова, Валера Цемзьянов, Валерия Макарова, Артём Руськин, Алина Рыбакова, Ирина Исаева, София Чапаева, Константин Тютелев, Юлия Цемзьянова, Вероника Рябцева, Егор Пятаев – я без них как без рук.
«Ысыах» – «Встреча солнца»
За эти два года айхаловская мордва показала себя на масленичных гуляниях, на мероприятиях, посвящённых выборам Президента РФ, и недавно на якутском празднике «Ысыах» (в переводе на русский «Встреча солнца»). Все выступления мордовских артистов на якутской земле проходят на бис. Колоритные костюмы, богатая и вкусная национальная кухня, мордовское многоголосье, весёлые песни и танцы в современной обработке – всё это привлекает внимание зрителей и жюри, которое уже несколько раз выделяло наших и присуждало призовые места в различных номинациях.
– Слава о нас по всей Якутии идёт, – улыбается руководитель общины, – и, конечно, только добрая. Мордву здесь считают трудолюбивым, честным, дружным и всегда приходящим на помощь народом. После наших представлений и побед, между нашими общинами, например, осетинской, казахской, татаро-башкирской, появился дух соперничества и теперь они в шутку говорят, что нас «побаиваются»: вдруг мы все призы заберём. Мы о себе серьёзно заявили, и снижать планку не собираемся! Я сама лично подбираю и оттачиваю все номера, сервирую праздничные столы, готовлю выставку. Хочу, чтобы и в Мордовии знали, что есть такая команда в Якутии, которая чтит и сохраняет традиции, культуру своей малой родины. На «Ысыах» заказывала из Саранска большой баннер с названием общины. Спасибо студии «Ганза», они за сутки мне всё сделали и переправили на самолёте со знакомым человеком в Айхал. Поэтому всё у нас получилось ярко, красочно, от души. Это отметили и глава посёлка Айхал Галия Петровская и директор нашего горнообогатительного предприятия Евгений Владимирович Денисов, чьё мнение здесь очень весомое.
Также хочется отметить Евгению Николаевну Маслиникову, главного специалиста по культуре, спорту и молодёжной политике администрации муниципального образования «Посёлок Айхал». Она отличный организатор, профессионал своего дела, добрый, чуткий человек, всегда готовый прийти на помощь.
Благодарна Лариса Рыськина и своим землякам из Темниковского района – Ольге Петровне Лукашкиной, Валентине Юрьевне Лискиной, Геннадию Уткину. Они её первые советчики, всегда на связи и подскажут, как показать тот или иной обряд, чем можно удивить гостей, как правильно взять мотив песни… Благодаря телефонам и видеосвязи 6 тысяч километров не расстояние и Лариса много лет держит крепкую связь со своим родным селом Подгорное Конаково.
– Я очень люблю свою Мордовию, и скучаю по ней, но за 30 лет Якутия стала моим вторым домом и о ней я могу говорить бесконечно. Это потрясающая республика со своеобразной культурой, традициями, обрядами, которые завораживают и влюбляют в себя. Шаманы, духи, якутские песни с горловым пением, национальный инструмент «хамус», и природа – это что-то невероятное. Якуты называют себя саха, поэтому и республика имеет двойное название. Мы уважаем этот народ, любим эту землю, живём в мире, дружбе и согласии. Важное место в жизни каждого якута занимает праздник Ысыах, который отмечается летом. В этот день якуты танцуют, скачут на лошадях, радуются новому теплу и пьют кумыс. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Вот и мы, мордва, стали частью этого хоровода, маленькой песчинкой на древней якутской земле, внося в неё частичку своей культуры и своих традиций и ощущая себя как дома.
Мнение эксперта
«Чем дальше от родной республики живут люди, тем трепетнее относятся они к своей национальности, тем громче в них звучит гордость за свой народ. Холодный и суровый климат навсегда наложил отпечаток на характер мордовских переселенцев. Но несмотря на сибирскую сдержанность, северная мордва что называется «радеет душой» за свою культуру. Именно поэтому мы по сей день делаем маленькие открытия и находим на просторах Якутии, Магаданской и Амурской областей «мордовские островки».
Доктор исторических наук, профессор Людмила Никонова.
Марина ДЕВЯТОВА